Компании среднего и малого бизнеса не похожи на конвеер, где люди выполняют свою узкую операцию. Работая на общий результат, людям в бизнес-среде приходится синхронизироваться, устранять расхождения в понимании, обсуждать проблемы и пути решения, и делать это вовремя.
Успех компаний держится на профессионалах. Лично мне видится, что в развивающихся компаниях среднего и малого бизнеса преобладают умные, деятельные люди, стремящиеся хорошо делать работу. В такой парадигме каждый ценен, потому что много видит, знает, понимает и ощущает. Теперь представим, что несколько таких светлых умов одновременно сфокусированы, подобно лучу лазера, на решении конкретного вопроса. Практика показывает, что групповой диалог профессионалов может даже за час пролить свет на нерешаемые, казалось было, задачи.
Фасилитация групповых встреч существует во все времена. Вспомним примеры:
Что же такое фасилитация в организациях? Если коротко, то это создание условий, при которых группа людей сможет продуктивно общаться, находя решение неоднозначного рабочего вопроса. Лидеры команд и руководители обращаются к «групповой мудрости», когда не находят сами решения, или когда готовы, в принципе, делегировать команде поиск решений.
Базовые условия для групповой фасилитации:
В такой обстановке участникам легко действовать: обменяться видением, выслушать друг друга, нагенерить идеи, наметить варианты решений и, если есть такая задача – создать реальную договоренность. Работа фасилитатора встречи – обеспечить все эти условия, чтобы был получен искомый результат. Иногда ведущего встречи называют модератором. В данном контексте, это не суть важно, и то и другое приемлемо. Важно другое – результат встречи обязательно будет отвечать на Главный вопрос, и в этом первая ценность. Ответ группы часто несет в себе объемность и новизну, которые на старте были недоступны – в этом вторая ценность. Навыки фасилитации можно развивать, и они могут быть как у лидера, так и у кого-то из участников команды.
Приглашенный ведущий полезен команде, у которой опыт фасилитации встреч только начинает складываться. Вместе с ним весь цикл подготовки, ведения и оформления результатов встречи становится наглядным, опыт группового диалога присваивается.
Успех компаний держится на профессионалах. Лично мне видится, что в развивающихся компаниях среднего и малого бизнеса преобладают умные, деятельные люди, стремящиеся хорошо делать работу. В такой парадигме каждый ценен, потому что много видит, знает, понимает и ощущает. Теперь представим, что несколько таких светлых умов одновременно сфокусированы, подобно лучу лазера, на решении конкретного вопроса. Практика показывает, что групповой диалог профессионалов может даже за час пролить свет на нерешаемые, казалось было, задачи.
Фасилитация групповых встреч существует во все времена. Вспомним примеры:
- Новгородское вече, принципом которого было единогласие; прийти к нему было непросто, но все слои населения оставались довольны решением;
- Рыцари круглого стола, среди которых сидел король Артур, подчеркивая, что за этим столом главенства нет.
Что же такое фасилитация в организациях? Если коротко, то это создание условий, при которых группа людей сможет продуктивно общаться, находя решение неоднозначного рабочего вопроса. Лидеры команд и руководители обращаются к «групповой мудрости», когда не находят сами решения, или когда готовы, в принципе, делегировать команде поиск решений.
Базовые условия для групповой фасилитации:
- равное участие для всех (разговорчивых и молчунов),
- обеспечение психологической безопасности,
- понятная каждому логика встречи,
- соблюдение тайминга,
- а также визуальная поддержка всех этапов беседы, идей и решений.
В такой обстановке участникам легко действовать: обменяться видением, выслушать друг друга, нагенерить идеи, наметить варианты решений и, если есть такая задача – создать реальную договоренность. Работа фасилитатора встречи – обеспечить все эти условия, чтобы был получен искомый результат. Иногда ведущего встречи называют модератором. В данном контексте, это не суть важно, и то и другое приемлемо. Важно другое – результат встречи обязательно будет отвечать на Главный вопрос, и в этом первая ценность. Ответ группы часто несет в себе объемность и новизну, которые на старте были недоступны – в этом вторая ценность. Навыки фасилитации можно развивать, и они могут быть как у лидера, так и у кого-то из участников команды.
Приглашенный ведущий полезен команде, у которой опыт фасилитации встреч только начинает складываться. Вместе с ним весь цикл подготовки, ведения и оформления результатов встречи становится наглядным, опыт группового диалога присваивается.